gerb

Управление Роскомнадзора по Республике Коми

Организация публичной Wi-Fi сети.

18 ноября 2019 года

Действующим законодательством не запрещена самостоятельная организация лицами пунктов (точек) доступа к сети Интернет с использованием технологии WiFi.

 

1. Требования, которым должна соответствовать любая публичная Wi-Fi сеть.

1.1. Наличие идентификации пользователя и его оборудования. Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 758 ввело обязательную идентификацию пользователей (ФИО) и их оборудования, подключаемого к Wi-Fi сети (MAC-адрес).

Обязанность по идентификации пользователей, подключающихся к пункту (точке) доступа в сеть Интернет с помощью технологии WiFi, возлагается на лицо, организовавшее такую точку

В настоящее время возможна идентификация пользователя по документу, удостоверяющему личность; по номеру мобильного телефона; через учетную запись на Едином портале госуслуг. Идентификация пользователя путем авторизации в социальной сети действующим законодательством не предусмотрена.

 

1.2. Ограничение доступа к запрещенной информации

1.2.1. Ограничение доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Такое ограничение должно осуществляться всеми интернет-провайдерами в порядке, предусмотренном ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: после внесения такого интернет-ресурса в так называемый Единый реестр («Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»). Как правило, операторы связи автоматически выгружают сведения из Единого реестра и ограничивают доступ к ресурсам из Единого реестра в своей сети.

         1.2.2. Ограничение доступа к информации, признанной экстремистской Министерством юстиции России. Такая информация запрещена к распространению в Российской Федерации, однако порядок ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим экстремистские материалы, не установлен, поэтому есть вероятность получения доступа к запрещенным материалам посредством публичной Wi-Fi сети. В целях ограничения доступа в Wi-Fi зоне к экстремистским материалам применяются системы контент-фильтрации (далее – СКФ). СКФ работают на основе различных алгоритмов: на основе списков, формируемых владельцем СКФ или владельцем Wi-Fi зоны, либо путем морфологического анализа содержимого интернет-ресурса. СКФ также позволяют ограничить доступ к тематическим группам ресурсов (например, к торрентам).

2. Требования к публичным Wi-Fi сетям, организованных в местах, доступных для детей (лиц младше 18 лет)

Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к запрещенной информации относит, в частности, информацию, обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия или жестокости; способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства; отрицающую семейные ценности; содержащую нецензурную брань; носящую порнографический характер и т. д. (ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ).

Места, доступные для детей, – общественные места, доступ ребенка и нахождение ребенка в которых не запрещены (ч. 10 ст. 2 Федерального закона № 436-ФЗ).

В соответствии требованиями ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 436-ФЗ организация доступа к сети «Интернет» в местах, доступных для детей, возможна только при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Неприменение таких мер влечет административную ответственность для организатора публичного доступа по ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ.

Основные меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

2.1. Административные меры:

2.1.1. Назначение работника, ответственного за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, учитывающих специфику оборота информационной продукции, запрещенной для детей, и за проверку порядка их применения.

2.1.2. Осуществление внутреннего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, локальным актам, и предусматривающего:

2.1.2.1. Рассмотрение в течение десяти рабочих дней, обращений, жалоб или претензий о нарушениях законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких обращений, жалоб или претензий;

2.1.2.2. Установление в течение десяти рабочих дней со дня получения обращений, жалоб или претензий о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, причин и условий возникновения такого доступа и принятие мер по их устранению.

2.2. Организационные меры:

2.2.1. Размещение на стендах в местах, доступных для детей, а также доведение иным доступным способом до третьих лиц сведений об изданных локальных актах в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

2.3. Технические и программно-аппаратные средства:

2.3.1. Средства ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в сети Интернет (в частности, применение СКФ).

2.3.2. Дополнительным плюсом будет подтверждение достижения 18 лет пользователем при прохождении идентификации.

3. Требования к публичным Wi-Fi сетям, организованным в образовательных учреждениях

3.1. Wi-Fi сеть на территории образовательного учреждения без доступа детей. Необходимо соблюдение общеобязательных требований, а также применение дополнительных мер к ограничению доступа к информации, не соответствующей образовательным целям.

3.2. Wi-Fi сеть на территории образовательного учреждения с доступом детей. В таких Wi-Fi сетях обязательно соблюдение всех вышеперечисленных требований: общеобязательных; требований к Wi-Fi сетям в местах, доступных для детей; а также требований, предъявляемых к Wi-Fi сетям в образовательных учреждениях без доступа детей. Необходимо применение СКФ.

Рекомендуется проводить дополнительные административно-организационные меры, в том числе: проведение образовательных и консультационных мероприятий с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в сеть Интернет, в частности при посещении образовательного учреждения; внесение отдельного положения в договор об оказании образовательных услуг, предусматривающего запрет использования личных средств связи с выходом в сеть Интернет или согласие родителей о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребёнку данного устройства при посещении образовательного учреждения.       Также рекомендуется проводить мониторинг выполнения организационно-административных мероприятий, оказание организационной и методической поддержки работникам образовательной организации, в том числе путём их направления на повышение квалификации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, распространяемой посредством сети Интернет.

Адрес статьи: http://11.rkn.gov.ru/directions/p18196/p18197/p29932/news244960.htm