В рамках проведения методической работы с объектами надзора, направленной на предотвращение нарушений объектами надзора, Управление проанализировало  проведённые в четвёртом квартале 2014 года мероприятия государственного контроля (надзора) и их результаты.

 

 

В сфере связи

 

 

Задачами государственного контроля (надзора) в сфере связи являются обеспечение целостности, безопасности и устойчивости функционирования сетей связи, соблюдение пользователями радиочастотного спектра порядка его использования, требований, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, а также выявление не разрешенных к эксплуатации РЭС.

Задачи выполнялись на основании утвержденного плана деятельности Роскомнадзора. При этом приоритет отдавался мероприятиям систематического наблюдения, что позволило существенно сократить административную нагрузку на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

При проведении мероприятий с объектами надзора, направленных на предотвращение нарушений в установленных сферах деятельности, как по инициативе Управления, так и по мере поступления вопросов от операторов связи регулярно проводятся разъяснительные мероприятия с поднадзорными объектами надзора, направленные на оперативное информирование заинтересованных лиц об изменениях нормативно-правовой базы, требованиях, предъявляемых надзорным органом при проведении проверок.

В целях предотвращения нарушений операторами обязательных норм и требований сотрудники Управления:

- по окончанию плановых (внеплановых) мероприятий государственного контроля (надзора) проводят с проверяемым лицом анализ выявленных нарушений (при наличии таких нарушений) с последующим, совместным поиском путей решения не допущения в дальнейшем подобных нарушений;

- в целях нормальной эксплуатации сооружений связи сотрудники Управления, при участии в работе приёмочных комиссий по приёмке законченных строительством сооружений (сетей) связи, проводят профилактические мероприятия, направленные на повышение качества оказания услуг связи населению.

Кроме того, в контрольно-надзорной деятельности приоритет отдавался внеплановым проверкам, организованным на основании результатов систематического наблюдения, а также по обращениям и жалобам, количество которых неуклонно увеличивается, что связано с активизацией информационной работы Управления.

 

Для повышения квалификации сотрудников Управления государственные служащие регулярно принимают участие в семинарах, совещаниях, организуемых по инициативе ЦА Роскомнадзора, как с выездом в ЦА, так и использованием оборудования для видеоконференции.

Для повышения профессионального уровня в структурном подразделении Управления проводятся регулярные теоретические занятия по применению законодательства РФ, методических разъяснений по вопросам применения административных регламентов Роскомнадзора в установленных сферах деятельности Роскомнадзора по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг.

На основании приказа Роскомнадзора от 03.08.2012 года № 748 о Порядке организации работы по обмену опытом между государственными гражданскими служащими Роскомнадзора и его территориальных органов для проведения мероприятии по обмену опытом, на основании утвержденного плана по обмену опытом на 2014 год и в соответствии с Заданием, выданным руководителя Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, сотрудники Управления принимают участие в рассмотрении поставленных вопросов и в обмене опытом по организации работы по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг в структурных подразделениях.

 

В течение отчётного периода Управлением проведено 20 мероприятий в сфере связи со сроком окончания до 31 декабря 2014 года, из них:

Объемы и результаты выполнения плановых мероприятий по исполнению полномочия приведены в таблице.

 

Показатель

4 квартал 2014 года

Количество плановых мероприятий в рамках проверок, связанных с исполнением полномочия (во взаимодействии с проверяемым лицом)

4

Количество плановых мероприятий в рамках проверок, связанных с исполнением полномочия без взаимодействия с проверяемым лицом (систематическое наблюдение)

11

 

Объемы и результаты проведения внеплановых мероприятий по исполнению полномочия приведены в таблице.

 

Показатель

4 квартал 2014 года

Количество мероприятий в рамках проверок, связанных с исполнением полномочия (во взаимодействии с проверяемым лицом)

10

 

В течение отчётного периода выдано 18 предписаний об устранении выявленных нарушений.

Выявленные нарушения представлены в таблице.

 

№ п/п

Вид нарушения

Нарушенный НПА

КОАП

Всего

1

 

Использование не зарегистрированных РЭС, ВЧУ гражданского назначения

п. 5 ст. 22 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи"

13.4 (1) [Связь]

15

2

Нарушение порядка использования радиочастот или радиочастотных каналов, использование радиочастотного спектра без специального разрешения

п. 1 ст. 24 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ

13.4 (2) [Связь]

28

3

Нарушение (невыполнение) условий, установленных при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов

п. 1 ст. 24 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ

13.4 (2) [Связь]

6

4

Нарушение норм на параметры излучения радиоэлектронных средств

п. 1 ст. 24 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ

13.4 (2) [Связь]

2

5

Нарушение условий лицензии на осуществление деятельности в сфере связи (почтовой связи)

Лицензия на предоставление услуг связи

14.1 (3) [Связь]

6

6

Невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленного нарушения

п. 2 ч. 1 ст. 17, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ

19.5 (1) [Связь]

1

7

Непредоставление сведений о базе расчёта обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания

Приказ Минкомсвязи России от 16.09.2008

-

1

ИТОГО

60

 

Наибольшее количество нарушений выявлено в отношении лиц нарушивших:

- порядок использования радиочастотного спектра и правила регистрации радиоэлектронных средств – 51 нарушение.

По нарушениям, выявленным как в ходе мероприятий по контролю, так и вне таких мероприятий, возбуждено 223 и рассмотрено 220 административных дел в сфере связи. Наложено административных наказаний в виде штрафа на сумму более 757,8 тысяч рублей.

 

В сфере массовых коммуникаций и защиты прав субъектов персональных данных

 

По итогам проведения систематического наблюдения СМИ, наиболее часто встречающимся нарушением является  нарушение  ст. 15 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1. Причины нарушения:

-учредители не следят за деятельностью СМИ;

-учредители (юрлица) исключены из ЕГРЮЛ.

 

За 12 месяцев 2014 года  судом признано недействительным 26 свидетельств о регистрации СМИ, основание  – невыход в свет более года.

 

За 4 квартал 2014 года по итогам проведения контрольно-надзорных мероприятий зафиксировано 9 нарушений ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов". В целях профилактики нарушения на сайте Управления размещена информация о необходимости направления обязательных экземпляров, указаны адреса учреждений, в адрес которых направляются обязательные экземпляры.

Выявлено 17 нарушений ст.27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации".

При распространении на сайтах в сети Интернет, информационные агентства не всегда указывают выходные данные в соответствии со ст. 27 Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», что не дает возможности привлечь к ответственности ответственное лицо. При рассмотрении дел в судах по обжалованию постановлений ответчик ссылается, что продукция СМИ на данном сайте не распространяется и сайт не принадлежит ни учредителю СМИ, ни редакции СМИ.

В связи  со сложившейся практикой, для подтверждения данных владельцев доменных имен, направляются запросы в регистрирующие организации.

 

За 12 месяцев 2014 года выявлено 3 нарушения ст. 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1 в части злоупотребления свободой массовой информации – 2 в части использования средств массовой информации для распространения материалов с нецензурной бранью, 1 – в части распространения экстремистских материалов. Вынесено 2  предупреждения о недопустимости злоупотребления свободой СМИ редакциям и учредителям СМИ.

По итогам мониторинга можно сделать вывод, что нецензурная брань встречается в комментариях информационных агентств, которые распролстраняются на Интернет-ресурсах. Управление направляет обращения с требованием удалить (редактировать) материалы с нецензурной бранью.

По итогам мониторинга, можно сделать вывод: количество материалов с нецензурной бранью сокращается. Владельцы СМИ более внимательно относятся к модерированию своих ресурсов.

За 4 квартал по выявленным нарушениям (58 нарушений) в сфере массовых коммуникаций составлено 43 и рассмотрено 34 протокола об административном правонарушении. По итогам рассмотрения административных дел в сфере массовых коммуникаций наложены административные наказания в виде предупреждения (21) и штрафа на сумму 52,5 тысяч рублей.

Выявленные нарушения представлены в таблице

 

№ п/п

Вид нарушения

Нарушенный НПА

КОАП

Всего

1

 

Изготовление или распространение продукции незарегистрированного или не прошедшего перерегистрацию в установленном законом порядке средства массовой информации, а также распространение продукции СМИ после решения о прекращении или приостановлении выпуска СМИ

ст. 8, 11, 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1,

13.21.1

1

2

Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию

Глава 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

13.21.2

1

3

Нарушение порядка объявления выходных данных в выпуске средства массовой информации

ст. 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1

13.22

 

18

4

Нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов

ст.ст. 7, 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"

13.23

9

5

Не предоставление устава редакции или заменяющего его договора в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации

ст. 20 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1

13.23

3

6

Не уведомление об изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средств массовой информации

ст. 11 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1

13.23

6

7

Нарушение порядка хранения материалов теле- и радиопередач

ст.34 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации"

13.23

1

8

Несоблюдение объемов вещания

ст.31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп."а" п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025

14.1.3

4

9

Несоблюдение программной направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной концепции вещания

ст.31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп."а" п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025

14.1.3

1

10

Несоблюдение требования о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала

ст.31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп."а" п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025

14.1.3

2

11

Нарушение порядка объявления выходных данных

ст.27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп."е" п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025

14.1.3

1

12

Несоблюдение даты начала вещания

ст.31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп."а" п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025

14.1.3

5

13

Невыход средства массовой информации в свет более одного года

ст. 15 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1

-

2

14

Нарушение порядка утверждения и изменения устава редакции или заменяющего его договора и отсутствия в уставе редакции или заменяющем его договоре определения основных прав и обязанностей журналистов

ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации"

-

6

ИТОГО

58

 

По итогам мониторинга СМИ с целью проверки выполнения требования Федеральный закон от 29 декабря 2010 г.  N 436-ФЗ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" ведутся разъяснительные беседы с главными редакторами СМИ о необходимости размещения знака информационной продукции. 

В соответствии с утвержденным планом по мониторингу СМИ, выходящих в свет на территории Республике Коми, отделом контроля (надзора)  в сфере массовых коммуникаций, по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий в течение 2014 года в рамках мероприятий по выявлению нарушений ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», связанных с использованием средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности, пропаганды наркотиков, порнографии, культа насилия и жестокости произведён мониторинг более 4000 публикаций как печатных, так и электронных СМИ и информационных агентств.

 

С целью профилактики распространения экстремистской идеологии в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» Управление направило региональным СМИ письма с рекомендацией использовать программные устройства в виде всплывающих окон с предупреждением о недопустимости размещения материалов подобного содержания и с разъяснением о привлечении к ответственности в случае нарушения требований законодательства.

Управлением в отчетный период была проведена встреча  с Общественным советом при Агентстве Республики Коми по печати и средствам массовых коммуникаций, в том числе и  в целях профилактики по разъяснению ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 

Управлением во исполнение Протокола коллегии руководителей территориальных органов федеральных органов государственной власти при главном федеральном инспекторе по Республике Коми №2 от 13 мая 2014 года, в целях выработки единого подхода в принятии мер при обнаружении распространения запрещенной информации, призывов к массовым беспорядкам в сети Интернет, в отчетный период направлялись информационные письма главам городских округов и муниципальных районов Республики Коми с разъяснением порядка действий при обнаружении подобных фактов.

            Кроме того, в отчетный период совместно с Агентством Республики Коми по печати и массовым коммуникациям проведено совещание  с главными редакторам зарегистрированных СМИ Республики Коми по вопросу «Профилактика распространения в Интернет-ресурсах зарегистрированных СМИ, в том числе Интернет-версиях печатных изданий и организация своевременного модерирования  комментариев читателей, направленных на разжигание межнациональной вражды, распространение идей национальной, расовой, религиозной, социальной нетерпимости», а также разъяснения ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

 

Налажен и производится информационный обмен, по вышеуказанным вопросам, с правоохранительными органами Республики, прокуратурой, МВД, Агентством по печати и массовых коммуникаций Республики Коми, с  исполнительными органами власти Республики Коми.

Кроме того, Управлением проводится ежемесячный мониторинг периодических печатных СМИ на предмет выявления признаков нарушений законодательства в части запрета на размещение рекламы алкогольной продукции. За отчетный период нарушений не выявлено.

 

В целях профилактики нарушений по непредставлению в срок запрашиваемой информации, Управление формировало шаблон запросов, где оператор информирован о сроках предоставления информации и  о последствиях при пропуске сроков по запросам.

 

По итогам работы по ведению реестра ПД  наиболее часто встречающимся нарушением является  нарушение  ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" – непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Причины нарушения:

- операторы не отслеживают изменения в действующем законодательстве;

- не предоставляются сведения о назначении должностных лиц (или таковые не назначены), ответственных за своевременное внесение изменений.

 

В целом по Управлению.

 

В качестве основного информационного пространства для размещения сведений общественно-аналитического характера Управление Роскомнадзора по Республике Коми использует ресурс официального сайта Управления http://11.rkn.gov.ru/ Данный ресурс используется для размещения новостных сообщений, освещения основных вопросов деятельности Управления. Интернет-страница Управления Роскомнадзора по Республике Коми приведена в соответствие с Приказом Роскомнадзора от 30.12.2009 г. № 718 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Федеральной службы по надзору в сере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Помимо официального сайта Управления, наиболее значимая информация новостного характера опубликовывается также и на официальном сайте Роскомнадзора (http://rkn.gov.ru/).

В 4-м квартале 2014 года продолжалась работа с юридическими лицами, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети Интернет по вопросам противодействия экстремистской деятельности (исполнение операторами связи Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»). По результатам мониторинга исполнения операторами связи Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 составлено 4 административных протоколов.

В целях профилактики нарушений, наиболее часто встречающихся при проведении СН СМИ, ведутся разъяснительные беседы с редакциями СМИ. Ежеквартально в СМИ размещается объявление о необходимости выполнения государственными и муниципальными органами, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность на территории Республики Коми и являющимися операторами по обработке персональных данных  требований статьи 22 Федерального закона «О персональных  данных».

 

Информационные материалы справочного, новостного характера, касающиеся деятельности, как самого Управления, так и ЦА Роскомнадзора, освещаются также посредством размещения на информационном стенде Управления Роскомнадзора по Республике Коми.