В рамках
проведения методической работы с объектами надзора, направленной на
предотвращение нарушений объектами надзора, Управление проанализировало проведённые в третьем квартале 2014 года мероприятия
государственного контроля (надзора) и их результаты.
В сфере связи
Задачами государственного контроля (надзора) в сфере
связи являются обеспечение целостности, безопасности и устойчивости
функционирования сетей связи, соблюдение пользователями радиочастотного спектра
порядка его использования, требований, установленных при выделении полосы
радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного
канала, а также выявление не разрешенных к эксплуатации РЭС.
Задачи выполнялись на основании утвержденного плана
деятельности Роскомнадзора. При этом приоритет отдавался мероприятиям
систематического наблюдения, что позволило существенно сократить
административную нагрузку на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При проведении мероприятий с объектами надзора,
направленных на предотвращение нарушений в установленных сферах деятельности,
как по инициативе Управления, так и по мере поступления вопросов от операторов
связи регулярно проводятся разъяснительные мероприятия с поднадзорными объектами
надзора, направленные на оперативное информирование заинтересованных лиц об
изменениях нормативно-правовой базы, требованиях, предъявляемых надзорным
органом при проведении проверок.
В целях предотвращения нарушений операторами
обязательных норм и требований сотрудники Управления:
- по окончанию плановых (внеплановых) мероприятий
государственного контроля (надзора) проводят с проверяемым лицом анализ
выявленных нарушений (при наличии таких нарушений) с последующим, совместным
поиском путей решения не допущения в дальнейшем подобных нарушений;
- в целях нормальной эксплуатации сооружений связи
сотрудники Управления, при участии в работе приёмочных комиссий по приёмке
законченных строительством сооружений (сетей) связи, проводят профилактические
мероприятия, направленные на повышение качества оказания услуг связи населению.
Кроме того, в контрольно-надзорной деятельности
приоритет отдавался внеплановым проверкам, организованным на основании
результатов систематического наблюдения, а также по обращениям и жалобам,
количество которых неуклонно увеличивается, что связано с активизацией
информационной работы Управления.
Для повышения квалификации сотрудников Управления
государственные служащие регулярно принимают участие в семинарах, совещаниях,
организуемых по инициативе ЦА Роскомнадзора, как с выездом в ЦА, так и
использованием оборудования для видеоконференции.
Для повышения профессионального уровня в структурном
подразделении Управления проводятся регулярные теоретические занятия по
применению законодательства РФ, методических разъяснений по вопросам применения
административных регламентов Роскомнадзора в установленных сферах деятельности
Роскомнадзора по исполнению государственных функций и оказанию государственных
услуг.
На основании приказа Роскомнадзора от 03.08.2012 года
№ 748 о Порядке организации работы по обмену опытом между государственными
гражданскими служащими Роскомнадзора и его территориальных органов для
проведения мероприятии по обмену опытом, на основании утвержденного плана по
обмену опытом на 2014 год и в соответствии с Заданием, выданным руководителя
Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, сотрудники
Управления принимают участие в рассмотрении поставленных вопросов и в обмене
опытом по организации работы по исполнению государственных функций и оказанию
государственных услуг в структурных подразделениях.
В течение отчётного периода Управлением проведено 20 мероприятий в сфере связи со
сроком окончания до 30 сентября 2014 года, из них:
Объемы и результаты выполнения плановых мероприятий по
исполнению полномочия приведены в таблице.
Показатель |
3 квартал 2014 года |
Количество плановых мероприятий в рамках проверок, связанных с исполнением полномочия (во взаимодействии с проверяемым лицом) |
3 |
Количество плановых мероприятий в рамках проверок, связанных с исполнением полномочия без взаимодействия с проверяемым лицом (систематическое наблюдение) |
8 |
Объемы и результаты проведения внеплановых мероприятий
по исполнению полномочия приведены в таблице.
Показатель |
3 квартал 2014 года |
Количество мероприятий в рамках проверок, связанных с исполнением полномочия (во взаимодействии с проверяемым лицом) |
9 |
В течение отчётного периода выдано 18 предписаний об
устранении выявленных нарушений:
№ п/п |
Вид нарушения |
Нарушенный НПА |
КОАП |
Всего |
1 |
Использование не зарегистрированных РЭС, ВЧУ гражданского назначения |
п. 5 ст. 22 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" |
13.4 (1) [Связь] |
5 |
2 |
Нарушение порядка использования радиочастот или радиочастотных каналов, использование радиочастотного спектра без специального разрешения |
п. 1 ст. 24 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ |
13.4 (2) [Связь] |
5 |
3 |
Нарушение (невыполнение) условий, установленных при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов |
п. 1 ст. 24 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ |
13.4 (2) [Связь] |
1 |
4 |
Нарушение норм на параметры излучения радиоэлектронных средств |
п. 1 ст. 24 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ |
13.4 (2) [Связь] |
1 |
5 |
Нарушение Правил взаимодействия операторов связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность |
постановление Правительства Российской Федерации от 27.08 |
14.1 (3) [Связь] |
1 |
6 |
Нарушение требований по внедрению СОРМ |
ст. 64 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ |
|
5 |
Наибольшее количество нарушений выявлено в отношении
лиц нарушивших:
- порядок использования радиочастотного спектра и
правила регистрации радиоэлектронных средств – 10 нарушений;
- Нарушение требований по внедрению системы
оперативно-розыскных мероприятий – 5 нарушений;
По нарушениям, выявленным как в ходе мероприятий по
контролю, так и вне таких мероприятий, возбуждено и рассмотрено 200
административных дел в сфере связи. Наложено административных наказаний в виде
штрафа на сумму более 630 тысяч рублей.
В сфере массовых коммуникаций и защиты прав субъектов персональных
данных
По итогам проведения систематического наблюдения СМИ, наиболее часто
встречающимся нарушением является
нарушение ст. 15 Закона Российской
Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1.
Причины нарушения:
-учредители не следят за деятельностью СМИ;
-учредители (юрлица) исключены из ЕГРЮЛ.
За 9 месяцев 2014 года судом
признано недействительным 23 свидетельства о регистрации СМИ, основание – невыход в свет более года.
За 3 квартал 2014 года по итогам проведения контрольно-надзорных мероприятий
зафиксировано 10 нарушений ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ
"Об обязательном экземпляре документов". В целях профилактики
нарушения на сайте Управления размещена информация о необходимости направления
обязательных экземпляров, указаны адреса учреждений, в адрес которых
направляются обязательные экземпляры.
Выявлено 16 нарушений ст.27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №
2124-1 "О средствах массовой информации".
При распространении на сайтах в сети Интернет, информационные агентства
не всегда указывают выходные данные в соответствии со ст. 27 Законом РФ от
27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», что не дает возможности
привлечь к ответственности ответственное лицо. При рассмотрении дел в судах по
обжалованию постановлений ответчик ссылается, что продукция СМИ на данном сайте
не распространяется и сайт не принадлежит ни учредителю СМИ, ни редакции СМИ.
В связи со сложившейся
практикой, для подтверждения данных владельцев доменных имен, направляются
запросы в регистрирующие организации.
За 9 месяцев 2014 года выявлено 3 нарушения ст. 4 Закона Российской Федерации
"О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1 в части
злоупотребления свободой массовой информации – 2 в части использования средств
массовой информации для распространения материалов с нецензурной бранью, 1 – в
части распространения экстремистских материалов. Вынесено 2 предупреждения о недопустимости
злоупотребления свободой СМИ редакциям и учредителям СМИ.
По итогам мониторинга можно сделать вывод, что нецензурная брань
встречается в комментариях информационных агентств, которые распролстраняются
на Интернет-ресурсах. Управление направляет обращения с требованием удалить (редактировать)
материалы с нецензурной бранью.
По итогам мониторинга, можно сделать вывод: количество материалов с
нецензурной бранью сокращается. Владельцы СМИ более внимательно относятся к модерированию своих ресурсов.
За 3 квартал по выявленным нарушениям (51 нарушение) в сфере массовых
коммуникаций составлено 26 протоколов об административном правонарушении:
№ п/п |
Вид нарушения |
Нарушенный НПА |
КОАП |
Всего |
1 |
Изготовление или распространение продукции незарегистрированного или не прошедшего перерегистрацию в установленном законом порядке средства массовой информации, а также распространение продукции СМИ после решения о прекращении или приостановлении выпуска СМИ |
ст. 8, 11, 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1 |
13.21.1 |
4 |
2 |
Нарушение порядка объявления выходных данных в выпуске средства массовой информации |
ст. 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1 |
13.22 |
17 |
3 |
Нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов |
ст.ст. 7, 12 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" |
13.23 |
10 |
4 |
Не предоставление устава редакции или заменяющего его договора в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации |
ст. 20 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1 |
13.23 |
2 |
5 |
Неуведомление об изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средств массовой информации |
ст. 11 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 № 2124-1 |
13.23 |
5 |
6 |
Несоблюдение объемов вещания |
ст.31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп."а" п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025 |
14.1.3 |
2 |
7 |
Несоблюдение программной направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной концепции вещания |
ст.31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп."а" п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025 |
14.1.3 |
1 |
8 |
Несоблюдение требования о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала |
ст.31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", пп."а" п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025 |
14.1.3 |
1 |
За 9 месяцев 2014 года по итогам рассмотрения административных дел в
сфере массовых коммуникаций наложены административные наказания в виде
предупреждения (22) и штрафа на сумму 28,5 тысяч рублей.
По итогам мониторинга СМИ с целью проверки выполнения
требования Федеральный закон от 29 декабря
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
ведутся разъяснительные беседы с главными редакторами СМИ о необходимости
размещения знака информационной продукции.
В соответствии с утвержденным планом по мониторингу
СМИ, выходящих в свет на территории Республике Коми, отделом контроля
(надзора) в сфере массовых коммуникаций,
по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных
технологий в течение 2014 года в рамках мероприятий по выявлению нарушений ст.
4 Закона РФ «О средствах массовой информации», связанных с использованием
средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности,
пропаганды наркотиков, порнографии, культа насилия и жестокости произведён
мониторинг более 4000 публикаций как печатных, так и электронных СМИ и
информационных агентств.
С целью профилактики
распространения экстремистской идеологии в информационно-телекоммуникационной
сети «интернет» Управление направило региональным СМИ письма с рекомендацией
использовать программные устройства в виде всплывающих окон с предупреждением о
недопустимости размещения материалов подобного содержания и с разъяснением о
привлечении к ответственности в случае нарушения требований законодательства.
Управлением в отчетный период была
проведена встреча с Общественным советом
при Агентстве Республики Коми по печати и средствам массовых коммуникаций, в
том числе и в целях профилактики по
разъяснению ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»
и Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности».
Управлением во исполнение
Протокола коллегии руководителей территориальных органов федеральных органов
государственной власти при главном федеральном инспекторе по Республике Коми №2
от 13 мая 2014 года, в целях выработки единого подхода в принятии мер при
обнаружении распространения запрещенной информации, призывов к массовым
беспорядкам в сети Интернет, в отчетный период направлялись информационные
письма главам городских округов и муниципальных районов Республики Коми с
разъяснением порядка действий при обнаружении подобных фактов.
Кроме того, в отчетный
период совместно с Агентством Республики Коми по печати и массовым
коммуникациям проведено совещание с главными редакторам зарегистрированных СМИ
Республики Коми по вопросу «Профилактика распространения в Интернет-ресурсах
зарегистрированных СМИ, в том числе Интернет-версиях
печатных изданий и организация своевременного модерирования комментариев читателей, направленных на
разжигание межнациональной вражды, распространение идей национальной, расовой,
религиозной, социальной нетерпимости», а также разъяснения ст. 4 Закона
Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федерального закона от
25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Налажен и производится информационный обмен, по
вышеуказанным вопросам, с правоохранительными органами Республики,
прокуратурой, МВД, Агентством по печати и массовых коммуникаций Республики
Коми, с исполнительными органами власти
Республики Коми.
Кроме того, Управлением проводится ежемесячный мониторинг
периодических печатных СМИ на предмет выявления признаков нарушений законодательства
в части запрета на размещение рекламы алкогольной продукции. За отчетный период
нарушений не выявлено.
В
целях профилактики нарушений по непредставлению в срок запрашиваемой
информации, Управление формировало шаблон запросов, где оператор информирован о
сроках предоставления информации и о
последствиях при пропуске сроков по запросам.
По итогам работы по ведению реестра ПД
наиболее часто встречающимся нарушением является нарушение
ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О
персональных данных" – непредставление или несвоевременное представление в
государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление
которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом
(должностным лицом) его законной деятельности.
Причины нарушения:
- операторы не отслеживают изменения в действующем законодательстве;
- не предоставляются сведения о назначении должностных лиц (или таковые
не назначены), ответственных за своевременное внесение изменений.
В целом по Управлению.
В качестве основного информационного
пространства для размещения сведений общественно-аналитического характера
Управление Роскомнадзора по Республике Коми использует ресурс официального
сайта Управления http://11.rkn.gov.ru/
Данный ресурс используется для размещения новостных сообщений, освещения основных
вопросов деятельности Управления. Интернет-страница Управления Роскомнадзора по
Республике Коми приведена в соответствие с Приказом Роскомнадзора от 30.12.2009
г. № 718 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Федеральной службы
по надзору в сере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзора).
Помимо официального сайта Управления,
наиболее значимая информация новостного характера опубликовывается также и на
официальном сайте Роскомнадзора (http://rkn.gov.ru/).
В 3-м квартале
2014 года продолжалась работа с юридическими лицами, оказывающими услуги по
предоставлению доступа к сети Интернет по вопросам противодействия
экстремистской деятельности (исполнение операторами связи Постановления
Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 «О единой автоматизированной
информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц
сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых
адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в
Российской Федерации запрещено»). По результатам мониторинга исполнения
операторами связи Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101
составлено 5 административных протоколов.
В
целях профилактики нарушений, наиболее часто встречающихся при проведении СН
СМИ, ведутся разъяснительные беседы с редакциями СМИ. Ежеквартально в СМИ
размещается объявление о необходимости выполнения государственными и
муниципальными органами, юридическими и физическими лицами, осуществляющими
деятельность на территории Республики Коми и являющимися операторами по обработке персональных
данных требований статьи 22 Федерального закона «О персональных данных».
Информационные материалы справочного, новостного
характера, касающиеся деятельности, как самого Управления, так и ЦА
Роскомнадзора, освещаются также посредством размещения на информационном стенде
Управления Роскомнадзора по Республике Коми.