Цвет:
  • B
  • B
  • B
Шрифт:
  • A
  • A
  • A
  • Arial
  • Times
  • Open Sans
  • Абв
  • Абв
Полная версия

О блокировании запрещённых ресурсов в сети Интернет в вопросах и ответах

18 ноября 2019 года

1. Вопрос: Осуществляем блокировку запрещенных ресурсов строго в соответствии с Единым реестром. Владельцы ресурсов для обхода блокировки используют режим перенаправления доменов. В результате мы получаем административные протоколы за не блокировку. Почему?

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Факт получения перенаправления с проверяемого сайта, а также последующий HTTP ответ с кодом 200 от сервера ресурса, на который было осуществлено перенаправление, свидетельствует о том, что оператор связи не ограничивает доступ к запрещенному Интернет-ресурсу.

Информация, размещенная в Едином реестре, показывает варианты идентификаторов запрещенного ресурса. Способ блокировки оператор связи выбирает самостоятельно, однако запрещенный ресурс должен быть недоступен.

Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 13.34 КоАП РФ.

2. Вопрос: Каким образом, и какие критерии для блокировки оператор связи должен использовать, чтобы блокировать запрещенный ресурс?

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, содержит идентификаторы запрещенного ресурса. Способ блокировки оператор связи выбирает самостоятельно, однако запрещенный ресурс должен быть недоступен при проведении проверки АС «Ревизор».

3. Вопрос: Нельзя ли вместо протокола направлять предупреждения, если например не заблокирован всего 1 ресурс? Ведь в соотношении с общим числом записей в реестре - это ничтожно малый процент не блокировки.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В этой связи результаты соответствующего мониторинга могут являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Действующим законодательством не установлено значение порога незаблокированных ресурсов, при превышении которого последует (не последует) привлечение оператора связи к административной ответственности. Даже 1 незаблокированный запрещенный ресурс является правонарушением.

Таким образом, согласно действующему законодательству операторы связи обязаны ограничивать доступ ко всем информационным ресурсам, содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

4. Вопрос: Прошу указать на какой указ/закон/постановление ссылается Роскомнадзор, в котором имеется требование установить какой-либо аппаратно-программный комплекс?

Данное требование к оператору связи прописано в п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 97-ФЗ).

5. Вопрос: Существует ли допустимый процент не ограничения оператором связи запрещенных ресурсов, в части не привлечения его к административной ответственности?

В соответствии  с  действующим законодательством (п.5 ст. 46 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ) операторы связи обязаны ограничивать доступ к информационным ресурсам, содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

Указанным законом установлена обязанность оператора связи по ограничению доступа ко всем сайтам, внесенным в Единый реестр запрещенной информации.

Допустимый процент не ограничения  доступа к запрещенной информации  законодательством РФ не установлен.

6. Вопрос: Оператор связи получает фильтрованный трафик от ПАО «Ростелеком». Почему по материалам АС «Ревизор» к административной ответственности привлекают не ПАО «Ростелеком», на технических средствах которого происходит ограничение доступа, а присоединенного оператора связи?

Ответственность оператора связи обусловлена требованиями п.5 ст.46 Федерального Закона "О связи" от 07.07.2003 №126-фз. Отношения между присоединяемым и присоединяющим операторами в части предоставления фильтрованного трафика регулируются соответствующим договором. В случае фиксирования АС "Ревизор" факта не ограничения доступа на сети присоединяемого оператора связи, т.е. фактического неисполнения договора присоединяющим оператором связи, возникает возможность предъявления претензии присоединяющему оператору связи в рамках гражданского законодательства.

7. Вопрос: Сколько времени есть у оператора, чтобы заблокировать ресурс после его появления в реестре? Когда Агент АСК «Ревизор» начинает проверять доступность данного ресурса

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" у  оператора связи есть сутки для того, что бы заблокировать новые ресурсы, добавленные в реестр. Именно с такой задержкой их проверяет АС "Ревизор".

Однако необходимо обратить внимание на то, что ресурсы, добавленные в реестр в соответствии Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 398-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"" (категории «экстремизм») должны быть заблокированы незамедлительно и АС «Ревизор» проверяет такой реестр  с задержкой в час.

8. Вопрос: Можно ли заключить договор на поставку отфильтрованного трафика с вышестоящим провайдером и кто несёт ответственность за не блокировку запрещённой информации?

Действующее законодательство не запрещает операторам связи получать уже фильтрованный трафик на основании договора с вышестоящим провайдером. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2017 года N 320 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 - "Оператор связи может осуществлять взаимодействие с единым реестром в целях ограничения доступа к запрещенной информации посредством третьего лица, имеющего лицензию на оказание услуг связи по передаче данных и (или) на оказание телематических услуг связи. Оператор связи, поручивший третьему лицу осуществлять взаимодействие с единым реестром и ограничивать доступ к запрещенной информации в соответствии с реестровой записью, направляет соответствующее уведомление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по своему месту нахождения.

Однако это не снимает ответственности с оператора связи в части выполнения требований законодательства по ограничению доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

9. Вопрос: Мы получаем трафик от вышестоящего оператора связи и получаем от него фильтрованный трафик. Почему мы получаем протоколы за ограничение?

В соответствии с п.5 ст.46 Федерального закона от 07.07.2007 № 126-ФЗ "О связи" оператор связи самостоятельно несет ответственность за не блокирование информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Таким образом, ответственность по несоблюдению требований по ограничению доступа к ресурсам в сети «Интернет», доступ к которым на территории Российской Федерации запрещён, лежит на Вас, а отношения между Вами и оператором связи, предоставляющем фильтрованный трафик, регламентируются гражданским законодательством исходя из условий заключенного между Вами договора.

10. Вопрос: Скажите, а отслеживаются ли "зеркала" запрещенных ресурсов?

АС "Ревизор" осуществляет проверку наличия доступа только к ресурсам, внесенным в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Если решением судов данные "зеркала" в реестр не внесены, они не подлежат проверке.

11. Сроки давности привлечения к административной ответственности по ст. 13.34 КоАП РФ

Одним из ключевых моментов при исчислении срока давности привлечения к административной ответственности является отнесение выявленного нарушения к категории длящегося либо не длящегося.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.                 

Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. 

В пункте 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также разъяснено, что при применении норм части 2 статьи 4.5 КоАП РФ длящимся является административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003
№ 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создан и ведется Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).

Согласно части 10 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в течение суток с момента включения в Реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет», т.е. к сайту, который содержит информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что создание, формирование и ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 13 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет» и возобновить доступ к сайтам в сети «Интернет» в случае исключения сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», из Реестра.

С учетом ежедневной актуализации выгрузки из Реестра у оператора связи возникает обязанность на постоянной основе ограничивать доступ к ресурсам, доступ к которым должен быть ограничен, до даты исключения соответствующего ресурса из Реестра.

Статьей 13.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Объективная сторона правонарушения заключается в непрекращающемся невыполнении возложенной законодательством обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с Законом № 149-ФЗ.

С учетом ежедневного обновления Реестра, а также обязанности оператора связи по ограничению доступа к сайтам в сети «Интернет» в течении суток с момента обновления Реестра, административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 13.34 КоАП РФ, обладает признаками длящегося, поскольку в данном случае фактически отсутствует конкретная дата исполнения обязанности по ограничению доступа к сайтам в сети «Интернет», т.к. обязанность по ограничению доступа возникает у оператора связи ежедневно в течение суток с момента обновления Реестра.